Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Главной достопримечательностью села Селенгуши является храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи

Мы продолжаем наше повествование о селении Селенгуши,

Часть вторая. Первая часть по ссылке.

Валентина Захарова, босоногое детство которой прошло в этом селе, хорошо помнит, что на церкви были колокола, которые лет 20-30 назад сняли ушлые «старатели», собирающие металлолом. Еще поведала о том, что как-то заезжал к ним человек, интересующийся стариной и изрек, что, объезжая весь район, и осматривая культовые здания, пришел к выводу: селенгушская церковь самая красивая в этой округе. Чуть отступая, видимо, нужно хотя бы немного упомянуть об истории этой церкви. Приход в селе Селенгуши, как свидетельствуют имеющиеся данные, возник в 17 веке. Трехпрестольный кирпичный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи был воздвигнут в 1763 году. Имел два придела, освященных во имя святителя Николая Чудотворца и в честь иконы Божией Матери «Знамение». Храм был сооружен на средства помещицы Марии Георгиевны Шамшевой. На куполах и колокольне сохранились подлинные кресты 18-19 веков.

По сохранившимся свидетельствам, как выясняется, в 1911 году планировалось произвести расширение храма, но помешала Первая мировая война. Храм закрыли в конце 1930-ых годов. Как говорит Валентина Захарова, она помнит, как внутри в нем складывали и хранили зерно. Словом, здание тоже не избежало судьбу многочисленных церквей, которые после революции повсеместно превращали в хозяйственные и подсобные помещения.

А вот над местом, где ранее был иконостас, сохранился крест. Почти рядом с храмом, вспомнила она, проживал дьячок. Служителей при нем и священников хоронили на прилегаю щей территории к церкви. Конечно, за высокой травой никаких былых следов не обнаружишь. Кстати, Валентина посетовала, что трудно попасть и на местное сохранившееся кладбище, чтобы прибраться и помянуть родителей – все заросло травой.

Из прежних строений совсем ничего не сохранилось. Даже тех, которые были построены уже гораздо позже, в советское время. Рядом с церковью лишь располагается небольшое приземистое строение без крыши. Его предназначение непонятно, но то, что оно было построено уже в более современное время, выдает и кирпичная кладка, и сам кирпич, явно отличающийся от старинного церковного кирпича. Помнит еще Валентина, что за церковью от их нынешнего дома был барский сад. Но его следов тоже уже сейчас не обнаружишь. Где-то был, наверняка и барский дом. Места-то удивительно восхитительно красивые. От него тоже никаких напоминаний.

Более 250 лет простояла церковь, построенная на средства помещицы Марии Егоровны Шамшевой (в Интернете встречается и другое написание ее фамилии – Шалишева). Как вспоминают старожилы (а они еще помнят рассказы своих родителей) храм был духовным центром села, всей округи. Ныне он находится в плачевном состоянии. Разрушается как от небрежного отношения, так и, увы, от времени. Хотя уже есть попытки что-то предпринять по его спасению. Обходя храм по возможности вокруг и осматривая его с внешней стороны, на одном из входов мы увидели дверь, на которой была прикреплена лаконичная запись: «Людям, оскверняющим и разрушающим храм, посылаются скорби». Как говорится, убедительно. А просветы окон затянуты полиэтиленом.

Обсуждая тему этого села и судьбу храма, мы обратились к благочинному Пестречинского благочиннического округа Иерею Ярославу Игоревичу Петрущенкову, по словам которого попытки к восстановлению уже наметились.

Храм 18 века в Селенгушах представляет собой архитектурно-историческую ценность. И, безусловно, он подлежит восстановлению в плане архитектурном. Это все возможно. Главное, чтобы были люди, которые бы захотели возродить не только сам храм, но и само село. Потому что храм - это место молитвы людей. Без села, без людей существование храма невозможно. Поэтому в первую очередь, - сказал он при встрече, - нужно постараться, чтобы была команда единомышленников. Она уже собирается. Есть добровольцы из Казани. Они уже расчищают храм. Молятся в храме. Приезжают священники, которые на добровольных началах, в том числе и я, совершают богослужения, молебны, читаются в нем акафисты. Поэтому храм уже живет своей православной жизнью. Сейчас готовятся документы для того, чтобы решился вопрос передачи земли, на которой находится храм, а в дальнейшем и самого здания храма. Есть надежда, шанс на его возрождение.

А пока на месте былого села стоит звенящая тишина. Возможно, о том, что происходило в селе Селенгуши в те годы, сегодня знают только величественные вековые липы, возвышающиеся на единственной сохранившейся улице. Но они лишь мирно шелестят зеленой листвой, нарушая удивительный благолепный покой здешнего места.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Теги: исчезнувшие деревни