Пестречинские паломники поделились впечатлениями от поездки в Мекку
Каждый верующий мусульманин мечтает хоть раз в жизни совершить хадж. Считается, что человек, правильно прошедший все его предписания, полностью освобождается от грехов и его душа становится чистой, как душа младенца.
Посчастливилось побывать на священной земле некоторым пестречинцам.
ПРОШЕЛ ОБРЯД НЕ ТОЛЬКО ЗА СЕБЯ, НО И ЗА БЛИЗКИХ
Родственникам погибших в зоне СВО оказывают всяческую помощь, одной из них стала бесплатная путевка в хадж. Предложили ее пестречинцу Закарие Хаметову, который потерял сына. Его путешествие продлилось 29 дней. Казань-ДубайСаудовская Аравия: был проложен такой маршрут к основному месту.
– Когда добирались в Мекку на автобусе, смотрели в окно и все было в диковинку. Вокруг ничего не растет, одни горы, пустыни. На улице 50 градусов жары, – отмечает он.
Гостям предоставили гостиницу, вечером все отправились в крупнейшую в мире мечеть аль-Харам. Прошли семь раз вокруг Каабы – святыни в виде кубической постройки. Вспоминает, что было много народу.
– Люди текли рекой, ходить тяжело. Один круг составляет около одного километра, и каждый круг читаешь молитву. Потом пьешь воду Зам-зам и проходишь между двумя оврагами, опять же семь раз по одному километру в каждый. Получается, всего преодолеваешь 14 километров. Вечером после возращения нужно обязательно подстричь волосы. Все эти действия в целом называются умра, – подробно объясняет хаджи.
Дальше ему предстоял основной хадж. Закария Рузукович какое-то время находился в Мине, известной как город палаток, в них и жили, спали на матрасах. Стоял на горе Арафат, где весь день молился. В долине Муздалифа собирал маленькие 70 камней в бутылки, чтобы потом кидать в стену, этот ритуал означает побивание злого духа. После приносили в жертву животное.
– Там не курортный санаторий, это тяжелый труд. Из-за перепадов температуры, кондиционеров болел три раза. Я прошел полный хадж, поэтому у меня было право повторить умру еще за кого-нибудь, сделал это за покойных жену и сына, также за супругу, с которой сейчас живу, – перечисляет Закария Рузукович.
В оставшиеся дни он посетил город Медину.
ВО ВРЕМЯ ХАДЖА ПОТЕРЯЛА МУЖА
Элиза Садыкова, которую в родном селе Шали зовут Марьямбика, часто задумывалась о паломничестве, но не могла оставить тяжелобольного супруга Мухамета Хамитовича. Однако, когда возможность посетить божественное место стала столь близкой, не стала от нее отказываться. Волею судьбы, когда она уехала, он покинул этот мир.
– Случилось так, что нужно было выбрать или Аллаха, или мужа. Сыновья посоветовали первое, я их послушала. Ухаживать за Мухаметом осталась его ученица из Пермской области и наши дети. Меня не было почти месяц. Я находилась вместе со средним сыном. Он мне поначалу не сообщал о том, что отца не стало. Через два дня я узнала об этом по телефону, – рассказывает Элиза Сардаровна.
Она прочла сообщение о том, что родные собрались проводить аш. Подумала поначалу, что они накрывают праздничный стол. Позже догадалась – это поминки. Говорит, что если бы не было сына рядом, не смогла бы выполнить все предписания, потому что трагическую новость приняла тяжело.
– Его похоронили с почестями. Односельчане, ученики, вся деревня собралась, только меня не было. Я возвращалась как в чужой дом. Кажется, что он куда-то вышел и скоро вернется, но он не вернется, – качает головой вдова.
В религии нет совпадений и случайностей, все предписано заранее. Элиза Сардаровна признается, что хотела бы проводить в последний пусть своего мужа, но не сбылось. Значит, так было суждено.
– Все от Всевышнего. Он повел меня туда, где не ступала нога моего деда, отца, других родственников. Дед по материнской линии был муллой, его расстреляли во время репрессии. Я шла, шла и пришла к выводу, что, наверное, я не зря там. Он все видит, понимает и обязательно примет, – заключает Элиза Сардаровна.
«ПРИВЕЗЛА ОТТУДА ТЕРПЕНИЕ»
Тур в хадж стоит дорого, поэтому не все его могут себе позволить. Жительница села Шали Хатира Айтуганова копила на это не один год, и то не набрала нужную сумму.
– Проснулось желание поехать в хадж в 2007 году, – уточняет Хатира Гильмиевна. – Но возможности для этого не было, но до такой степени хотелось, что готова была пешком идти. За 16 лет, откладывая по 100, 200, 300 рублей, собрала 45 тысяч рублей, но на них я бы все равно не добралась, – говорит она.
Тогда пенсионерка решилась попросить помощи у своего земляка, председателя Духовного управления мусульман России Равиля Гайнутдина, который посетил местное медресе. В ответ он велел ей готовить заграничный паспорт.
– Я была на седьмом небе от счастья в те дни, первому рассказала сыну. Он прежде говорил, что когда-нибудь обязательно соберет нужную сумму для меня. Куда уж им с кредитами, поэтому я отказывалась. И он, и близкие соседи – все порадовались за меня, – вспоминает Хатира Гильмиевна.
Но ей быстро обрезали крылья. Появились люди, которые стали возмущаться, жаловаться: «Почему она едет, а мы не можем?». К тому же из-за коронавируса запретили пускать людей старше 65 лет, ей было 67. Несмотря на все это, в 2023 году исполнилось то, чего Хатира Гильмиевна так ждала.
– Я тоже стала гостем у Аллаха, он меня тоже принял у себя. Пять миллионов хаджиев, в их числе была я. Там что президент, что пастух – все наравне. Вокруг толпа, но нужно быть терпеливым, нельзя толкаться, наступать на ногу другого в ответ. Я привезла оттуда терпение. Молилась обо всех: детях, настоящих и будущих внуках, соседях, соотечественниках. Тем, кто хочет тоже поехать, двери после нас остались открытыми, пусть едут, увидят. Когда вернулась домой, открыла калитку и возникло ощущение, что с меня упал какой-то груз. Зашла в дом, он был такой лучистый, светлый. Для меня это стало признаком того, что мой хадж принят, – делает вывод Хатира Гильмиевна.
«САМ АЛЛАХ ПРИГЛАШАЕТ НАС И ДАЕТ ДЛЯ ЭТОГО ВОЗМОЖНОСТЬ»
Во второй раз оказалась в Саудовской Аравии Ильсияр Нугаева, в первый раз ездила в 2014 году. Тогда потратили на каждого по 142 тысячи рублей. – Там нелегко, это не отдых на берегу моря, трудности обязательно должны быть, в этом и кроется смысл. Раньше мы возмущались, что за места нашли наши бабушки и дедушки?! Все лето трудишься в огороде и на поле, голову не поднимаешь, к зиме готовишься. А после приезда кажется, что мы живем в самом лучшем месте. С тех пор как приходит время хаджа, тянет туда. Как конь на Сабантуе рвется на скачки, так и я, даже по ночам не спалось от этой мысли, – приводит сравнение Ильсияр Минзагитовна. Раньше они работали, теперь на одну пенсию не съездить. В один чудесный для нее день родственник протянул конверт с деньгами, сказав: «Поезжай!».
– Почему человек снова и снова возвращается? Потому что сам Аллах приглашает нас туда и дает для этого возможность, – уверена Ильсияр Минзагитовна.
«ОБЕЩАЛА СЕБЕ, ЧТО ПОСЛЕ ПОЕЗДКИ СОБЕРУ ВСЕХ В МЕЧЕТИ»
Жительница села Ленино-Кокушкино Гульсинур Зарипова тоже совершила паломничество, но чуть раньше – в январе, предыдущие наши герои ездили в июне. В честь этого события она решила провести религиозный праздник, в котором читали проповедь, подавали угощения. Основным блюдом была шурпа из мяса баранов, которых пожертвовали на Курбан-байрам. Стол помогали готовить родственники и друзья. Передали мясо для приготовления супа всего пять семей. Сварили первое блюдо в двух больших кастрюлях вместимостью по 20 литров.
– Я провожу маджлис второй год подряд. Обещала себе, что после поездки соберу всех в мечети. Перед собой сдержала слово, – отмечает Гульсинур Галлямовна.
После совместного приема пищи все присутствующие прочли коллективный намаз. Гостями стали более 50-и человек: 36 женщин, 18 мужчин. Это жители и гости района. Присутствующим также дали испить святую воду, привезенную из колодца Зам-зам.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа